БОУ г. Омска "СОШ № 144"
Омск
  • Методическая копилка школы

    ***

    Корпоративное обучение

    Современное образование находится в ситуации постоянной модернизации и реформирования. Следствием этого процесса является повышенное внимание к уровню квалификации педагогических работников. Одним из способов поддержания осведомлённости педагогов обо всех требованиях образовательной системы является педагогический совет. 15 декабря 2021года был проведен педагогический совет, на повестке дня которого стояли вопросы об организации образовательного процесса в учреждении на основе результатов всероссийских проверочных работ и использовании фонда оценочных средств для контроля и оценки достижений планируемых результатов ООП. Директор школы Людмила Рафаэловна совместно с учителем английского языка Надеждой Валерьевной организовали групповую работу, предложив педагогам изучить требования, предъявляемые к фонду оценочных средств, критерии составления контрольно- измерительных материалов, и составить алгоритм работы учителя-предметника по подготовке обучающихся к ВПР. Совместно был подготовлен пакет документов с памятками по подготовке и проведению ВПР. Практическая направленность содержания педагогического совета обеспечивалась использованием эффективных методов и приемов конструирования современного урока, таких как групповые задания, тестирование на этапе целеполагания и закрепление материала в системе plickers, а также проведение рефлексии в форме mentim. Форма проведения педагогического совета стала мастер-классом для педагогов по созданию уроков с использованием новых приемов.
    Итогом работы педагогического совета стало принятие следующих решений:

    1. Скорректировать ВСОКО с учетом использования ВПР, рассматривать на заседаниях проблемы, выявленные в ходе проведения ВПР, включить задания по ВПР в поурочные планы.
    2. Составить индивидуальные образовательные маршруты для учащихся, испытывающих трудности в обучении, в соответствии с Положением об организации работы временных групп учащихся, испытывающих трудности в обучении.
    3. Организовать перепроверку имеющегося фонда контрольно –измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся

    Педсовет необычного формата прошел сегодня в БОУ г. Омска «СОШ № 144». Коллективу педагогов пришлось на время стать учениками — приготовить презентацию, защитить проект, разработать памятки и алгоритмы. Командам, поделенным по интересам, а точнее, по методическим объединениям, за 20 минут необходимо было решить индивидуальное задание и представить его на суд собравшимся.  Объект исследования у всех команд  был один— всероссийские проверочные работы (ВПР). Как повысить объективность оценочных процедур? Что определяет готовность школьников к успешной сдаче ВПР? Как организовать работу с родителями и подготовить учеников к успешной сдаче ВПР? Эти и другие вопросы волнуют учителей уже не первый год, но однозначного ответа на них нет. На ближайших заседаниях методобъединений педагоги обсудят и внесут свои предложения по повышению качества подготовки обучающихся СОШ № 144 к ВПР.

    В БОУ г. Омска СОШ № 144 состоялось мероприятие необычного формата:  молодые педагоги школы, курирующие индивидуальные проекты учащихся 9-10-х классов, были приглашены в мастерскую наставника  «Организация проектной деятельности школьника». Тема мастерской, выбранная её организаторами Клейн Анной Васильевной, учителем дисциплины «Проектная деятельность», и Максимовой Татьяной Васильевной, тьютором школы, неслучайна. Индивидуальные проекты стали неотъемлемой частью учебной нагрузки современного старшеклассника. Для успешной работы над проектом необходима совместная деятельность ученика и учителя, и правильная организация этой деятельности – это практически стопроцентный залог успеха.

    Мероприятие состояло из двух частей. Вниманию собравшихся была представлена презентация, в которой были освещены основные проблемы, возникающие у учащихся и их руководителей при работе над проектом, вторая же часть мастерской предполагала практическую часть. Участники поделились на две команды, каждой предстояло за 15 минут придумать идею и составить паспорт проекта на тему «Организация дистанционного обучения в БОУ г. Омска «СОШ № 144». С этой задачей молодые педагоги успешно справились, защитив свои проекты на «отлично».

    К слову сказать, подобные мероприятия прошли одновременно во всех районах Омска и Омской области в рамках  реализации утверждённого плана деятельности Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века»  и программы XVII Областного педагогического  марафона «Повышение качества современного образования:  актуальные задачи и эффективные практики»  БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». День единых действий  состоялся по теме «Глобальные компетенции – основной компонент функциональной грамотности».

    Цель проведения Дня единых действий — создание условий для неформального образования педагогов, развитие профессиональных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся глобальной компетентности  через апробирование программ и сценариев урочной и внеурочной деятельности для детей, корпоративных профессиональных практик для педагогов,  подготовленным и предложенным участниками ММЦ «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века».

    Проведение Дня единых действий направленно на практику формирования у обучающихся глобальных  компетенций:  способности к отбору информации,   умению мыслить нестандартно и гибко, понимать смыслы, вычислять и мыслить проективно,   способности к сотрудничеству, инициативности, межкультурной компетентности  и позитивному мышлению.

    Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.
    ВСОКО — совокупность оценочных и диагностических процедур, которые на концептуально-методологической основе позволяют дать оценку деятельности образовательной организации и достижений обучающихся.
    Цель внутришкольной системы оценки качества образования заключается в получении сведений об объективных результатах образовательной деятельности, о степени соответствия программы ФГОС, о тенденциях улучшения качества образования. Кроме этого, проводится мониторинг данных о причинах, которые влияют на качество образования, чтобы принять управленческие решения.
    На эту важную тему в СОШ №144 был проведён педагогический совет с целью совершенствования ВСОКО в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
    Для актуализации знаний педагогов был подготовлен видеоролик, соответствующий теме собрания. Педсовет в нашей школе – это не просто лекция, поэтому основная работа педагогов по получению знаний об особенностях и новшествах ВСОКО была реализована в группах.
    Вторым этапом собрания стало представление заместителями директора результатов успеваемости по итогам первой четверти, а также итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
    В завершение работы, командам учителей было предложено подвести итоги педсовета в виде пазла модели функционирования ВСОКО.
    На педагогическом совете учителям был предложен новый методический прием, который они могут использовать на уроках.

    Итогом собрания стало решение о том, что педагогам школы следует:

    • осуществлять оценку качества знаний обучающихся в соответствии с параметрами ВСОКО;
    • проанализировать на заседаниях школьных методических объединений результаты обучения за 1 четверть, а также определить способы повышения качества знаний учащихся по предметам;
    • проанализировать на заседаниях школьных методических объединений результаты участия обучающихся в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

    Меняется мир, меняются и дети. Этот непрерывный процесс влечет за собой появление новых требований к квалификации педагога. Одним из способов расширить границы компетенций учителя является использование инновационной технологии Lesson Study как средства развития профессиональных навыков педагогов.
    Технология за счет пристального внимания к уроку и наблюдения за разными группами учеников позволяет шаг за шагом повышать мастерство учителей, а также помогает определить целесообразность использования каких-либо методик и приемов на уроках.
    31 января 2022 года состоялось первое заседание творческой группы учителей по вопросу внедрения эффективных технологий в области образования и воспитания. На заседании были сформированы временные педагогические команды по внедрению технологии исследования урока Lesson Study. Данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий, а именно использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
    После теоретической части педагогам было предложено распределить роли в командах, совместно разработать первые уроки для каждой группы в соответствии со схемой планирования, наблюдения и обсуждения урока.
    Результаты проведения методической «перезагрузки» будут представлены на августовском педагогическом совете.

    Группы сформированы следующим образом:

    • №1 Кривун А.М., Разумова Г.М., Подворный В.Д.
    • №2 Лисицина Н.В., Черных А.А., Дзюба Л.Е., Дауберт Ю.Ю.
    • №3 Подоляк С.М., Рыжова И.Н., Шнякин Н.М.
    • №4 Целоева Д.А., Рябикова О.Л., Головченко Л.Д.

    2 февраля состоялось совместное планирование LS-1 с определением ожидаемых результатов и установлением основных правил работы группы. Ключевой идеей исследования является использование цифрового контента как средство развития предметных УУД обучающихся.

    Если вы считаете, что педсовет – это долго и скучно, это строгий директор и серьезные учителя, это монотонные доклады со сцены и напряженная тишина в зале, то вы глубоко заблуждаетесь. Ежегодный августовский педагогический совет в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144» проходил совсем в другом формате!
    31 августа 2022 г. все сотрудники школы должны были прийти на педсовет в солнцезащитных очках. Многие недоумевали: зачем? А затем, чтобы почувствовать себя настоящими агентами 007. Хотя, если быть точным, то агент был только один – директор школы Людмила Рафаэловна Мубаракшина. Но что может агент без помощников? И помощники без помощников? Помощники агента – это заместители директора, помощники помощников – это руководители методических объединений, а помощники помощников помощников – это учителя-предметники. Кстати, в этом полку прибыло — еще 5 учителей стали частью нашей большой творческой команды!
    Педсовет начался с поздравительного слова шефа школы Вячеслава Михайловича Васильева. Именно он, являясь тайным агентом школы, вручил педагогам грамоты департамента образования Администрации города Омска и Министерства образования Омской области, поблагодарив их за большой личный вклад в обучение и развитие подрастающего поколения. Почетными грамотами были отмечены учитель истории С.М. Подоляк, учитель английского языка В.Г. Батищева и учитель русского языка и литературы С.В. Троян.
    Далее главный агент школы, директор Людмила Рафаэловна Мубаракшина подвела итоги прошлого учебного года. Она подчеркнула, что год был очень плодотворным и богатым на события. Так, 8 июля был подписан договор о меценатстве между мэром города Омска С.Н. Шелестом, директором школы Л.Р. Мубаракшиной и депутатом Законодательного собрания В. М. Васильевым; в июле команда наших учителей выезжала за пределы города и защищала грант на международном молодежном форуме «Ритм»; учитель английского языка Н.В. Лисицина стала призером чемпионата молодых педагогов Республики Алтай.
    Подведя итоги прошедшего года, главный агент Л.Р. Мубаракшина поставила перед педагогами задачи на год предстоящий, а также познакомила их с изменениями в законодательстве и приоритетными направлениями работы школы в 2022/2023 учебном году.
    Далее слово было предоставлено помощникам агента – заместителям директора Ирине Алексеевне Козеницкой и Татьяне Васильевне Максимовой. И.А. Козеницкая представила результаты методической работы по теме «Использование цифрового контента как средства формирования функциональной грамотности школьников», участия обучающихся в ВСОШ, НОУ и конкурсах различного рода, а также личного участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства. Т.В. Максимова представила отчет об успеваемости обучающихся, результаты прохождения учениками школы государственной итоговой аттестации.
    Коллективом школы было принято единогласное решение признать работу в 2021-2022 учебном году удовлетворительной.
    Наконец, для всех помощников тайного агента настало время надеть черные очки и под музыку из к/ф «Джеймс Бонд» выйти на сцену, чтобы сделать общее фото. С таким коллективом любая миссия выполнима!
    Основные инструменты, типы заданий, формирующие функциональную грамотность, критерии для оценки её сформированности – всё это обсуждалось на педагогическом совете, прошедшем 22 ноября 2022 года в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №144», тема которого «Как формировать функциональною грамотность у современных учеников».
    Понятие функциональной грамотности школьников появилось еще в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных жизненных ситуациях.
    С связи с этим, важным вопросом является совершенствование профессионального мастерства учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения, что и являлось целью педагогического совета. Заявленной цели отвечала групповая форма работы педагогов.
    Учителя, совместно с к.п.н., доцентом, заместителем директора Института дополнительного образования ОмГПУ Рабочих Татьяной Борисовной, обсуждали сущность понятий «функциональная грамотность», «базовая функциональная грамотность», «грамотность», «читательская грамотность», «естественнонаучная грамотность», «математическая грамотность» и др., а также познакомились с методикой формирования и оценивания функциональной грамотности школьников.
    Результатом групповой проектной работы учителей на педагогическом совете стали составленные рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся.
    ***

    Инновационная деятельность

    Программа муниципальной стажировочной площадки «Конструирование современного урока» продолжает набирать обороты.
    20 декабря 2021 года омские учителя со стажем работы до 3-х лет в очередной раз посетили нашу школу. Занятие состояло из двух этапов: первый — проведение урока по всем современным требованиям. Урок русского языка был посвящён теме «Правописания корней с чередованием скач скоч». Занятие было сконструировано по всем критериям ФГОС. Методы и приемы, используемые на уроке также соответствовали стандарту: постановка проблемного вопроса, целеполагание, фиксирование собственных наблюдений, совместный поиск информации и т.д.
    Особенностью урока является то, что весь материал к нему подобран на региональной основе. То есть в ходе урока участники семинара получили возможность подробно познакомиться с главными монументами родного города Омска, изучая тему урока. Это позволило не только получить и научиться использовать новое правило, но и расширить свой кругозор, развивая любовь к родному краю. Показательный урок представляла учитель нашей школы Светлана Викторовна Троян, финалист конкурса «Учитель года 2019».
    После лекции участники площадки разделились на четыре группы и успешно прошли второй этап занятия. Координаторами групп стали учителя нашей школы: Надежда Валерьевна Лисицина, Аина Маратовна Кривун, Никита Михайлович Шнякин и Светлана Михайловна Подоляк. Надежда Валерьевна, призер конкурса «Учитель года 2021», продемонстрировала элементы конкурсного урока. Наставники подробно и систематизированно продемонстрировали алгоритм использования некоторых программ, которые работают на то, чтобы сделать уроки действительно современными. Сначала участникам было предложено создать фрагмент урока с использованием программы по созданию скринкастов. Данный вид преподнесения информации особенно актуален в сложной эпидемиологической ситуации, когда школы в любой момент могут перейти на дистанционное обучение.
    Ещё одним способом создания креативного урока является нетривиальное проведение тестов и рефлексий с помощью программы Plickers. Ее возможности уже давно используются многими учителями нашей школы, поэтому координаторы с лёгкостью смогли поделиться своими ценными знаниями с участниками площадки. Учителя смогли научиться работать с данной программой и создавать тесты. Каждый участник опробовал новые возможности как со стороны учителя, так и ученика, а это значит, что суть этих систем стала ясна от и до.
    Теперь участникам площадки осталось лишь подтвердить свои знания и умения с помощью создания урока, в котором будут задействованы, полученные на семинаре навыки.
    В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №144» 26 ноября 2021 года состоялось первое занятие в рамках программы муниципальной стажировочной площадки «Конструирование современного урока». Целью реализации программы является создание урока с использованием современных образовательных технологий. Коллегам было предложено посетить мастер-класс, который совместно провели директор школы Людмила Рафаэловна Мубаракшина и учитель английского языка Надежда Валерьевна Лисицина. Одним педагогам было предложено почувствовать себя в роли учеников, работая в группах, пройти все этапы урока от целеполагания до рефлексии. Другие коллеги из омских школ выполняли роль наблюдателей и оценивали этапы урока согласно предложенным критериям анализа урока. Модераторы мастер-класса не только рассказали о положительных эффектах использования современных образовательных технологий, но и обсудили с коллегами каждый методический прием. Занятие было продуктивным. После чего состоялись консультации отдельных педагогов по вопросам применения информационных технологий.

    Каждый день учителя нашей школы стараются провести с пользой и научиться чему-то новому для своего профессионального развития. Конец октября не стал исключением. Средняя общеобразовательная школа № 116 стала площадкой для съезда педагогов всего города. Наши молодые педагоги, а именно: Кривун Аина Маратовна, Родькина Алена Александровна и Шнякин Никита Михайлович стали участниками практико-ориентированного семинара на тему «Подходы к разработке современного урока, направленного на систематическое повторение и развитие УУД, с учётом анализа результатов».

    Началом семинара стала интереснейшая лекция от опытного психолога, в ходе которой стало ясно, с какими трудностями могут сталкиваться школьники во время занятий и экзаменов, как на это влияют их возрастные особенности, а главное, какова роль учителя в этот момент. Практической частью работы с психологом стало изучение и «тестирование» на себе техник восстановления эмоционального равновесия человека и снятия стресса.

    Для того чтобы достичь наибольшей результативности, учителя разделились по своим узким профилям, после чего началась вторая, практическая часть семинара. Беседа касалась разнообразных тем: от способов организации рефлексии на уроках в пятом классе до выпускных экзаменов в одиннадцатом.

    Значимость практика-ориентированного семинара заключается в возможности выяснить, какие экзаменационные задания по статистике вызывают у школьников наибольшее количество вопросов, а главное, какие именно УУД становятся более важными, для решения трудных задач. Также в ходе занятия, совместно с педагогами была создана система работы по повторению, которое приведёт ученика к длительному сохранению навыка.

    Осенью 2021 года на базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №144» открылась муниципальная стажировочная площадка «Конструирование современного урока». Направление стажировочной деятельности отображалось в профессиональном развитии педагогических работников в области организации урочной деятельности. Целью площадки было оказание информационно-методической и технической поддержки педагогам общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. В работе площадки приняли участие 65 педагогов города Омска. Доля учителей, которые представили продукт в виде скрин-каста или конспекта урока составила 25%. В результате был проведен 1 мастер-класс, 3 открытых урока, представлено 16 фрагментов уроков участников программы. В проведении занятий, консультаций, мастер-классов активное участие принимали педагоги нашей школы, а именно: Н.В. Лисицина, А.М. Кривун, С.В. Троян, С.М. Подоляк, Н.М. Шнякин. Педагоги создали видеофильм со скрин-кастами коллег из разных школ города.

    Благодарим всех участников муниципальной стажировочной площадки! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

    [su_youtube url="https://youtu.be/Y0_wFLs-q4s"]
    [su_youtube url="https://youtu.be/KBROCOQhKmE"]

    26 января 2023 года в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №144» состоялось методическое мероприятие в рамках реализации муниципальной стажировочной площадки «Конструирование современного урока». Мероприятие было насыщенным и увлекательным. Учителя 144 школы представили свой опыт выступления на профессиональных конкурсах. Так, Аина Маратовна Кривун, победитель областного конкурса «Дебют», предложила коллегам погрузиться в урок русского языка. На уроке был представлен собственный мультфильм как средство вовлечения учащихся в урочную деятельность, а в конце урока с помощью цифрового приложения коллеги проверили свои знания. Тему необходимости развития читательской грамотности на всех уроках продолжила Светлана Викторовна Троян, призер муниципального конкурса «Учитель года». Светлана Викторовна провела мастер-класс, на котором продемонстрировала авторскую методику по работе с текстом. Коллеги с интересом слушали, вступали в дискуссию и приводили примеры из собственного опыта. Надежда Валерьевна Лисицина, финалист областного конкурса «Учитель года», пригласила коллег в мир цифровых технологий. Надежда Валерьевна познакомила гостей с различными платформами и продемонстрировала собственные продукты. Людмила Рафаэловна Мубаракшина, директор школы, была спикером мероприятия. Людмила Рафаэловна предложила коллегам создать совместный продукт, который будет представлен на итоговом августовском педагогическом совете.

    Благодарим всех гостей за участие! Желаем творческих успехов и поиска новых педагогических идей!

    ***

    Планирование методической работы

    ***

    Публикации педагогов

    Информационно-методический журнал №1 (4), 2021

    В  журнале 3 статьи педагогов нашей школы:

    • Беда Е.Ю. «Знаю сам и научу другого»: мобильные технологии как средство формирования информационной компетентности у обучающихся на уроках английского языка» (стр. 28)
    • Лисицына Н.В. «Я учусь, я применяю»: мобильные технологии как средство формирования информационной компетентности у обучающихся на уроках английского языка» (стр. 29)
    • Гольм К.Е., «Развитие творческого мышления учащихся 7-9 классов на уроках математики посредством использования интерактивных квест-технологий» (стр.23)

    Мубаракшина Людмила Рафаэловна

    Сценарий педагогического совета «Скоро ВПР».

    Публикация в СМИ: «Наука и образование ON-LINE» (Февраль, 2022).

    Дата публикации: 24.02.2022. Регистрация СМИ: ЭЛ№ФС77-70153 от 30.06.2017 (предыдущее Эл№ФC77-49690 от 26 апреля 2012).

    URL доступа: https://pedagog.eee-science.ru/listing/stsenarij-pedagogicheskogo-soveta-skoro-vpr/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике